logotype

Вход на сайт

VK
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Педагогические ситуации для родителей
(1 чел.) (1) гость
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Педагогические ситуации для родителей

Педагогические ситуации для родителей 6 года, 3 мес. назад #1

Как вы помните,"Анна Каренина" начинается с афоризма:"Все счастливые семьи
похожи друг на друга; каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".
Так можно сказать и про детей: все хорошие, послушные дети хороши
одинаково, но каждый трудный ребёнок труден по - своему. И действительно,
один упрям, другой ленив,третий груб, четвёртый застенчив... Вот такой
вопрос один и тот же задают матери:
- И почему он такой? Не знаю.
Не знает мать трудного ребёнка, как правило, и что с ним делать.
Вроде бы очевидно: если ребёнок ленивый - надо его сделать трудолюбивым.
Если упрямый - сговорчивым. Если жадный - добрым. Одним словом, плохого
сделать хорошим. Итак, цель ясна! Правда, непонятно, как этого достичь...
Уговариваешь- не слушаются, повышаешь голос- не реагируют, накричишь-
расплачутся... ну а физические наказания - это не приведи Господь, это
непедагогично!
А тут, как на грех, жизнь пошла такая , что не только шлёпнуть, а побить
иногда хочется. Тоталитарное прошлое позорно, демократическое настоящее
как-то ненастоящее, светлое будущее... светлое будущее, по уверениям наших
экспертов, сплошной мрак: цены будут расти, а курс рубля падать, вырастет
заболеваемость СПИДом, а наркомания " накроет" большую часть детского
населения, начиная с десятилетнего возраста и... упадёт рождаемость.
Рост спекуляции, коррупции и преступности приведёт к падению
нравственности и культуры... Короче, всякая мерзость и негативные
тенденции будут расти, а всё позитивное потихоньку исчезать.
Вырисовывается какая-то мистическая картина вселенского зла, а ты внутри
этого "мирового зла" уже не маленькая планетарная система со своим пусть
маленьким, но порядком, а хаотическая броуновская частица, которая
растерянно тычется куда попало во внезапно рухнувшем , распавшемся на атомы
обществе.
Срочно надо зарабатывать деньги, срочно их потратить, срочно что-то
купить, и не что-то, а буквально всё, ведь завтра ВСЁ ОПЯТЬ ПОДОРОЖАЕТ!
Это и есть ситуация постоянного стресса. Вся жизнь - сплошное потрясение,
Сплошная трясучка...А тут ещё ребёнок ...До чего не ко времени, до чего
неуместен- со своими проблемами и запросами.
Но ведь он не просил рожать его.Он не виноват , что вы решили произвести
его на свет ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. И он не обязан за это отвечать и
расплачиваться. Невоспитанный, упрямый, ленивый, капризный, трудный...
Ну что с ним делать?
А с вами? Что делать с вами- мрачными, раздражительными, безразличными,
всегда спешащими и всегда занятыми? Что вашему ребёнку делать с вами? Чем
защититься от вашего хронического недовольства жизнью?
В наших небольших очерках мы, конечно же будем говорить о детях. Но
дети- это, выражаясь языком математики, производная. Производная от вас,
потому что на свет их произвели вы. Будем говорить и о вас, о вас, может
быть, даже больше, чем о детях.О ваших ошибках, а также достижениях,
влияющих на воспитание и развитие детей.
СИТУАЦИЯ ПЕРВАЯ
Семья состоит из пяти человек: отец, мать, бабушка и двое детей- мальчик 6 лет и девочка 4 лет. Однажды, в четверг, мама сказала, что в субботу к 16 часам придут гости: дядя и тётя с пятилетней дочкой. Вечером того же дня мама испекла торт для гостей. В субботу пришли гости, подарили детям коробку шоколадных конфет, которые они тут же начали делить.
Сели за стол. Мать пошла за тортом, но оказалось, что от него остался только небольшой кусочек. Бабушка объяснила маме , что торт съели дети - "недоглядела". Мать молча взяла оставшийся кусочек торта на блюдечко и поставила перед девочкой-гостьей, извинившись перед её родителями за случившееся.
В начале двенадцатого ночи гости ушли. Мать, укоризненно взглянув на бабушку, сказала: "Нехорошо получилось, стыдно перед гостями" . Бабушка обиделась : "Вам жалко торта для детей?" Тогда отец сделал замечание детям за то, что они съели торт. Дети расплакались, бабушка приласкала их. Мать прикрикнула на детей за то, что они до сих пор не спят, и ушла в свою комнату, расстроившись. Отец включил магнитофон, закурил сигарету и стал прослушивать записи.
Кто какие ошибки допустил в воспитании?
ОТВЕТ . Мать, раз ух так случилось, не должна была подавать оставшийся кусочек торта на стол, извинение в данном случае не помогает делу.
Торт можно было приготовить в пятницу или в субботу утром - гостей-то ждали к 16 часам. Кроме того, детям не объяснили, что торт будет подан на стол, когда придут гости.
Мать напрасно прикрикнула на детей за то, что они не спят. У них не выработана привычка ложиться спать в определённое время, и виновата в этом в первую очередь она сама.
Отец не прав, что сделал замечание детям. Они не научены соблюдать определённый порядок, в этом есть и его вина. Отец напрасно так поздно включил магнитофон, закурив к тому же сигарету. Стол остался неубранным, посуда немытой. Плохой пример для детей.
Гости тоже допустили ошибку: шоколадные конфеты дарить детям не следует, они содержат кофеин, который при передозировке приводит к раздражительности, нарушениям сна и другим неприятным последствиям.

Re: Педагогические ситуации для родителей 5 года, 10 мес. назад #2

НЕ ПРОСИ ГРУШ У ТОПОЛЯ
Как часто будущие родители не только заранее покупают чепчики, распашонки и придумывают имя своему наследнику, но и творят его образ, сочиняют биографию.
- У него будут такие густые и длинные ресницы, как у тебя,- говорит жена.
- Но чтобы синеглазый был, как ты!- продолжает муж.-И вообще пусть будет девочка , Алёнка.
- Ты хочешь девочку?-удивляется жена.- Ну, так и быть. Пусть будет девочка.Но чтоб с твоим волевым характером!
-И с твоим нежным голосом,- завершает картину муж.Это в случае семейной
идиллии.
А бывает и по -другому.
Женщина, оставшись одна и всё же решившись иметь ребёнка, сквозь злые слёзы обращается к своему будущему сыну:
- Ни чего, проживём! Он ещё пожалеет! Он придёт будет умолять о прощении,а
ты закроешь перед ним дверь!..Или нет, не так...Мы идем по улице, ты держишь меня под руку, а я еле достаю тебе до плеча. А он идёт навстречу:
старый, никому ненужный, ободранный...Видит меня и спрашивает:" Кто это?"
А я говорю :"Сын".-"Наш сын?"-"Нет,мой сын!"
И мы проходим, не оглянувшись...
Опустим выше указанные монологи, потому что жизнь гораздо богаче и непредсказумее. И нет смысла их комментировать.
Но вот наступает долгожданный день, и рождается девочка... Некрасивая, да ещё с астматическими приступами. И с очень тяжелым характером.
И воздушный замок с множеством бойниц и украшений рушится в одночасье.
А девочка так никогда и не поймёт, почему она вместо любви вызывает у своей матери смесь жалости и раздражение.
Ребёнок растёт, и раздражение растёт. Казалось бы в чём дело? Ведь заботишься о нём- и вроде бы привыкаешь, привязываешься...Это с одной стороны. А с другой, он растёт, и картина становится всё более отчётливой. Картина рокового несовпадения реальности и той, давней мечты...
И это не просто горестное признание. Это приговор, который обжалованию не подлежит. А раз так , раз " не оправдались надежды ", значит всё дозволено! Можно попрекать ребёнка своей загубленной жизнью, сравнивать с детьми из
других семей, более благополучных; таскать его по врачам и экстрасенсам!
"Доктор, сделайте что-нибудь!Он какой-то не такой... Слишком тихий(или слишком назойливый),слишком вертлявый(слишком медлительный) и т.д." А за словами " какой-то " не такой скрывается застарелая претензия : не такой как я хочу!!!
У каждого человека есть свои ресурсы, возможности , и они не безграничны. Их сочетание, их соотношение во многом уже определено с самого начала, с
первых месяцев жизни ребёнка. И задача родителей- как можно скорее определить главные, доминантные черты его характера.
Это, конечно, не означает, что родители не должны воспитывать и развивать своих детей. В ребёнке можно развить многое: что-то сгладить что-то
облагородить, сделать менее заметным, а что-то развить до высшего уровня, и задача родителей заключается в том, чтобы развивать, то в чём он может
преуспеть, добиться наивысших результатов. Испанская пословица гласит:" Не проси груш у тополя". Сколько не добивайся от тополя груш -никогда не
дождёшься! Но можно добиться, чтобы вместо чахлого и кривого - вырастет
стройный красавец.
Краткое изложение одной из глав "Книги для трудных родителей" психологов
М.И. Медведевой и Шишовой Т.Л.

Re: Педагогические ситуации для родителей 4 года, 7 мес. назад #3

Лавры в кредит
Перед началом занятий с детьми мы всегда просим родителей заполнить специальные анкеты.В этих анкетах , в частности , есть вопрос :"Часто ли вы говорите ребёнку, что он красавец, богатырь, талант и т.п.?" Вначале мы удивлялись, а теперь уже привыкли , что на этот вопрос отвечают, как правило,отрицательно или полуотрицательно, например, " Нет, не часто.Хвалим
, но в меру.Хвалим только за дело".Интересно, что на следующий наш вопрос:
"Как на это реагирует ребёнок?"- почти неизменно следует ответ:"Очень любит.
Счастлив.Радуется,когда его хвалят"
То есть получается, что родители знают, видят, как ребёнок жаждет похвалы,
но удовлетворить эту жажду не торопятся.Почему?
-Ну как же ?! _ отвечают родители.-Захвалишь - он нос задерёт.
Или:
-Чего хвалить, когда хвалить не за что!
Или:
-Он же прекрасно знает, что это неправда. Ребёнок очень даже чувствует ложь!
И мы уже привыкли к недоумению мам и пап, когда они слышат от нас, что
детей надо не просто хвалить, а хвалить часто, преувеличенно и далеко не
всегда за дело.
-Но мы читали и слышали совсем другое! - возражают они.
-А вы попробуйте, говорим мы.-Попробуйте- и увидите сами.
Действительно, в наших словах много на первый взгляд спорного и непривычного. Общепринятая точка зрения сводится к тому, что часто хвалить не следует, преувеличенно - тем более, а уж на пустом месте- это и вовсе нонсенс.
Даже, если девочка на самом деле красивая и вежливые гости восклицают:" Ой,
какая красавица!"- польщённая мать тем не менее обрывает восторги словами:
"Не надо при ребёнке, это не педагогично". Зато считается вполне педагогичным как можно чаще и как можно подробней указывать ребёнку на его недостатки, дурные привычки, неудачи. Конечно, с благой целью( кто спорит?):
чтобы он исправил недостатки, избавился от дурных привычек.
А теперь постарайтесь вспомнить: вам, взрослым людям , хочется исправиться,
когда вам, пусть даже справедливо, указывают на ваши дурные свойства? Или,
может, вам скорее хочется соответствовать не очень справедливой, но похвале?
При этом никому не придёт в голову отрицать, что женщина чахнет, меркнет,
увядает без комплиментов. А умная женщина никогда не забудет и наедине, и на людях лишний раз похвалить своего далеко не идеального мужа за его золотые руки, светлую голову или невиданную храбрость. Глупая же будет , как попугай, твердить с утра до ночи о его бездарности и лени, а потом удивляться , что он запил, ходит на сторону или вообще ушёл из дома.
И это взрослые люди, у которых уже сформировалась самооценка! Что же говорить о ребёнке.
Ребёнок, пока не знающий себя и своих возможностей, в гораздо большей степени , чем взрослый зависит от оценки окружающих.Что же касается уличений
и обличений, их лучше свести к минимуму.
Если вы желаете добра своему ребёнку, помогите ему построить защитную маску. Пусть она будет из добротных материалов, то есть его достоинств. Иначе он эту маску может слепить сам, и уж тогда не взыщите, если она будет из чего попало, Например, природную застенчивость он замаскирует грубостью, а не умением обаятельно улыбаться( чему вы его можете научить, говоря, какие у него красивые зубы, очаровательные ямочки на щеках, у него очень красивая улыбка и т.п.).
Защитную маску ни в коем случае не надо путать с маской лицемерия.В конце концов, все люди носят те или иные маски. Начиная с косметики, которая призвана подчёркивать природные достоинства лица и скрывать природные недостатки, и кончая социальными ролями и играми, в которые вовлечено всё
человечество( см.книги Эрика Бёрна"Игры, в которые играют люди" и "Люди, которые играют в игры").
Фрагменты из книги И.Медведевой и Т.Шишовой "Книга для трудных родителей"
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.25 секунд