Наблюдая за развитием ребёнка,психологи обратили внимание, что оно происходит не плавно,а скачками, и характеризуется яркими, быстрыми изменениями в его поведении и психике. Можно сказать, что ещё вчера ребёнок не умел чего-то делать, а сегодня "вдруг" научился. Переходы между периодами проходят бурно, сопровождаются конфликтами и отстаиванием своих прав. Вся отечественная детская психология и педагогика опирается на периодизацию возрастных кризисов, предложенную в начале ХХ века известным российским психологом Л.С.Выготским. Вот эта периодизация:
1. От момента рождения до одного года- младенческий возраст, окончание которого сопровождается кризисом первого года жизни.
2. От года до трёх лет- ранний возраст, заканчивается кризисом трёх лет.
3. С трёх до семи лет- дошкольный возраст, завершается кризисом семи лет.
Далее начинается младший школьный возраст(7-10 лет), подростковый (10-14 лет). Условный возраст начала подросткового кризиса - 13 лет. Сравнительно недавно психологи стали выделять отдельно кризис рождения - самый первый кризис, связанный с окончанием внутриутробной жизни.
КРИЗИС РОЖДЕНИЯ
Появление ребёнка на свет - это большая радость для его родителей.
Но сам новорожденный переживает то, что психологи называют "травмой рождения".
Переход к внеутробному сосуществованию сопровождается массой неприятных ощущений для малыша. Безопасный мир( с постоянной температурой, защищающих от резкого звука и света ) сменяется огромным количеством новых ощущений: обжигающий первый вздох, резкие звуки, яркий свет, изменение температуры, непривычные прикосновения.
Первый месяц после рождения - особый период в жизни ребёнка, он старается приспособиться к внешней среде. Самое необходимое для ребёнка в этот период - близость мамы( поэтому так важно прикладывание к груди в первые же минуты после рождения и последующее пребывание рядом с мамой ). Ведь ощущение маминого тепла, её голос, её запах - всё это связано с прошлым внутриутробным существованием, и "примиряет" ребёнка с новой пугающей жизнью. Большинство новорожденных справляются с кризисом рождения и готовы к дальнейшему развитию.
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА:ОТ "МЫ" К "Я"
За первый год жизни ребёнок успевает далеко продвинуться в своём развитии. И если раньше он во всём зависел от взрослого: передвигался, питался, развлекался только благодаря внимательной заботе родных, то теперь малыш может сам доползти или дойти до заинтересовавшей вещи, как-то назвать её, попросить, позвать взрослого(слово"дать", "мама" и "папа" доступны большинству годовалых малышей).
Именно первые шаги и первые слова порождают кризис первого года, Ребёнок начинает ощущать себя независимым от мамы существом. Однако ребёнок всё равно ещё мало, что может сделать самостоятельно. Например, он хочет есть ложкой, но у него всё высыпается, выливается, он просит карандаш, но не может его удержать. Да и родные ещё не готовы признать его самостоятельным, позволить самому есть, свободно передвигаться и брать всё, что хочется. Это становится причиной конфликтов между родителями и ребёнком. Если ребёнка во всём ограничивать, то он начинает протестовать, упрямится.