logotype

Вход на сайт

VK
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Возрастные кризисы: неизбежность или необходимость
(1 чел.) (1) гость
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Возрастные кризисы: неизбежность или необходимость

Возрастные кризисы: неизбежность или необходимость 6 года, 7 мес. назад #1

Наблюдая за развитием ребёнка,психологи обратили внимание, что оно происходит не плавно,а скачками, и характеризуется яркими, быстрыми изменениями в его поведении и психике. Можно сказать, что ещё вчера ребёнок не умел чего-то делать, а сегодня "вдруг" научился. Переходы между периодами проходят бурно, сопровождаются конфликтами и отстаиванием своих прав. Вся отечественная детская психология и педагогика опирается на периодизацию возрастных кризисов, предложенную в начале ХХ века известным российским психологом Л.С.Выготским. Вот эта периодизация:
1. От момента рождения до одного года- младенческий возраст, окончание которого сопровождается кризисом первого года жизни.
2. От года до трёх лет- ранний возраст, заканчивается кризисом трёх лет.
3. С трёх до семи лет- дошкольный возраст, завершается кризисом семи лет.
Далее начинается младший школьный возраст(7-10 лет), подростковый (10-14 лет). Условный возраст начала подросткового кризиса - 13 лет. Сравнительно недавно психологи стали выделять отдельно кризис рождения - самый первый кризис, связанный с окончанием внутриутробной жизни.
КРИЗИС РОЖДЕНИЯ
Появление ребёнка на свет - это большая радость для его родителей.
Но сам новорожденный переживает то, что психологи называют "травмой рождения".
Переход к внеутробному сосуществованию сопровождается массой неприятных ощущений для малыша. Безопасный мир( с постоянной температурой, защищающих от резкого звука и света ) сменяется огромным количеством новых ощущений: обжигающий первый вздох, резкие звуки, яркий свет, изменение температуры, непривычные прикосновения.
Первый месяц после рождения - особый период в жизни ребёнка, он старается приспособиться к внешней среде. Самое необходимое для ребёнка в этот период - близость мамы( поэтому так важно прикладывание к груди в первые же минуты после рождения и последующее пребывание рядом с мамой ). Ведь ощущение маминого тепла, её голос, её запах - всё это связано с прошлым внутриутробным существованием, и "примиряет" ребёнка с новой пугающей жизнью. Большинство новорожденных справляются с кризисом рождения и готовы к дальнейшему развитию.


КРИЗИС ОДНОГО ГОДА:ОТ "МЫ" К "Я"
За первый год жизни ребёнок успевает далеко продвинуться в своём развитии. И если раньше он во всём зависел от взрослого: передвигался, питался, развлекался только благодаря внимательной заботе родных, то теперь малыш может сам доползти или дойти до заинтересовавшей вещи, как-то назвать её, попросить, позвать взрослого(слово"дать", "мама" и "папа" доступны большинству годовалых малышей).
Именно первые шаги и первые слова порождают кризис первого года, Ребёнок начинает ощущать себя независимым от мамы существом. Однако ребёнок всё равно ещё мало, что может сделать самостоятельно. Например, он хочет есть ложкой, но у него всё высыпается, выливается, он просит карандаш, но не может его удержать. Да и родные ещё не готовы признать его самостоятельным, позволить самому есть, свободно передвигаться и брать всё, что хочется. Это становится причиной конфликтов между родителями и ребёнком. Если ребёнка во всём ограничивать, то он начинает протестовать, упрямится.

Re: Возрастные кризисы: неизбежность или необходимость 6 года, 7 мес. назад #2

Неожиданно из спокойного и покладистого, малыш превращается в маленького капризного и неуправляемого монстра.Такое ощущение , что слова "не буду, не надо, нет" или отрицательное мотание головой заменяют ему всё остальное общение с родителями. Стремление ребёнка к самостоятельности можно использовать в своих целях. Пусть учится самостоятельно есть и пить, постепенно у вас появится возможность спокойно попить чаю, сидя рядом. Пусть ребёнок поможет вам что-то отнести из комнаты в кухню или помогает разгружать и загружать стиральную машину. И не важно, что он делает это не очень умело и понятно. Зато он чувствует свою значимость и не капризничает.
Если родители с раннего возраста подавляют личность ребёнка, ограничивают его свободу, не позволяют действовать самостоятельно, то ребёнок вырастит инфантильным, неуверенным в себе, зависимым от близких.

Re: Возрастные кризисы: неизбежность или необходимость 6 года, 7 мес. назад #3

КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ: Я САМ
К трём годам у ребёнка появляются новые интересы, он активно взаимодействует с окружающими его людьми и предметами. У него формируется представление о том, что он может чего-то добиться, и за это получить поощрение взрослых, он испытывает гордость за свои достижения. Например, быстро съев всю кашу, он просит маму : "Ну скажи мне, что я молодец". В этом возрасте ребёнок становится особенно чувствителен к критике. Его расстраивает и злит порицание, малыш может наотрез отказаться даже попробовать что-то сделать, если не уверен в успехе. Ему важно показать окружающим, что он умеет что-то сделать сам. "Это я сделал!" - гордо заявляет внук, демонстрируя бабушке башню из кубиков. Ребёнок уже понимает, что значит "можно-нельзя", "хорошо-плохо", "красиво-некрасиво".
Ребёнок начинает осознавать себя личностью, у которой есть свои предпочтения и своё мнение обо всём происходящем. Он спорит, упрямится, отказывается даже от того , что любит ("Не хочу шарик"), отрицает очевидное( "Нет, молоко синее!"), отвергает предлагаемую
помощь("Я сам!"), делает всё наоборот. Для него важно настоять на своём, чтобы почувствовать, что мир может подчинятся и ему.
В некоторых случаях протест выражается в виде ругательств, обзывательств, агрессии по отношению к близким, истерик.
На проявления негативизма (протеста) можно реагировать так: строгим голосом сказать: "Не смей чистить зубы! Не ложись спать!" и ребёнок с удовольствием сделает всё наоборот, т.е. почистит зубы и ляжет спать.
Часто дети спорят именно ради отрицания слов взрослого. Лучше соглашаться со всем, что он говорит, превратив спор в игру.
Истерики надо стараться переждать, по возможности оставив ребёнка"вопить" в одиночестве. Это поможет ему быстрее успокоится, а родителям сэкономит нервы.
МАРИНА КРАВЦОВА
психолог, консультант по детско-родительским отношениям
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.18 секунд