Развитие речи
Развитие мелкой моторики.Координация движений в сочетинии с речью.
Поочердно загибать пальцы
Сколько грядок в огороде
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры.
А на грядках у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшкиБориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две грядки картошки.
Раз, два, три ,четыре, пять,
Поможем урожай собрать.
***
Повторяй за мной зарядку
В ней звк Т пришел на грядку.
Тыква-вот, вот- томат.
Здесь - капуста, здесь - салат.
Тмин, картошка, артишок,
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем есть мы до весны.
(Е.Карельская)
Гав-гав!
(Формирование правильного звукопроизношения)
Приготовьте картинки с изображениями щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся. Читайте малышу стихи, сопровождая свои слова демонстрацией картинок. Ребенок с вашей помощью будет подражать звукам зверей и птиц:
«Гав! Гав!» - на заре.
«Гав! Гав!» - на дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь? И-го-го!»
«Гав! Гав!» - на заре.
«Гав! Гав!» - на дворе.
И сказал теленок: «Му-у!».
Почему сказал он: «Му-у»?
«Му-у» сказал он потому,
Что мешают спать ему.
«Гав! Гав!» - на заре.
«Гав! Гав!» - на дворе.
И сказал цыпленок: «Пи!
Ты, щенок, еще поспи!»
А сороки зарядили:
«Разбудили! Разбудили!»
А козленок «ме» да «ме»:
«Подремать не дали мне».
«Гав! Гав!» - на заре.
«Гав! Гав!» - на дворе.
И сказал гусак,
И сказал вот так,
Он сказал: «Вы знаете,
Вы так сильно лаете,
Что просто всем мешаете!»
А щенок всё «гав» да «гав»,
У него веселый нрав!
И веселый этот нрав
Называется «Гав-гав!».
Источник: Герасимова А.С., Кузнецова В.Г. Путеводитель по раннему развитию. От рождения до 3 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005.
Песня-песенка.
(Формирование правильного звукопроизношения)
Приготовьте игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Расскажите ребенку историю про песенку:
Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
- Ты спой, мурка!
- Мяу-мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула утка.
- А ты, мишка?
- Рев-рев-рев, - зарычал медведь.
- Ты, лягушка, спой!
- Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.
- А ты, кукла, что споешь?
- Ма-ма, ма-ма!
Складная песенка!
Читая эти строчки, показывайте малышу игрушки (персонажей) и четко произносите звукоподражание. Когда ребенок будет отвечать на ваши вопросы, особое внимание обратите на точность имитации голосов животных.
Источник: Герасимова А.С., Кузнецова В.Г. Путеводитель по раннему развитию. От рождения до 3 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005.
Подбери игрушку.
(Формирование правильного звукопроизношения)
Подберите игрушки, называния которых начинаются с одного и того же звука (доступного ребенку). Накройте их тканью (если они мелкие, сложите в мешочек).
Попросите малыша пощупать игрушку сквозь ткань и назвать ее. Следите за тем, чтобы малыш не только хорошо произносил нужные звуки, но и говорил громко и отчетливо.
Расскажи мне!
(Развитие связной речи)
Занимаясь какими-то домашними делами, спросите малыша о характере этих действий: «Как мы подметаем пол?», «Как мы моем чашки?». Если ребенок не отвечает или жестикулирует, подскажите ему, как надо отвечать на подобные вопросы. Попросите ребенка рассказать о пережитом им, увиденном, услышанном. Что малыш делал на прогулке, как у него прошел день в садике и т.п. Предложите ребенку послушать историю в картинках. Затем положите перед ним несколько картинок по порядку, а остальные – просто кучкой. Повторяя вновь свой рассказ, попросите ребенка доложить на место недостающие картинки. Затем предложите малышу рассказать историю по картинкам. Можно помогать вопросами: «Что случилось потом?».
Играя с ребенком, поощряйте его желание комментировать игровые действия.
Источник: Герасимова А.С., Кузнецова В.Г. Путеводитель по раннему развитию. От рождения до 3 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005.