logotype

Вход на сайт

VK

Развитие памяти

 

Магазин.

Память малыша можно начинать развивать с помощью этой любимой всеми игры. Вы можете послать его в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до четырех-пяти. В этой игре полезно меняться ролями: и вы, и ребёнок по очереди можете быть и девочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

Источник: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

 

Игра «Запомни узор».

Вы можете нарисовать простой узор, например, такой:

4

Этот узор вы даете ребёнку рассмотреть за 1-2 минуты, а затем просите его нарисовать такой же по памяти. 
Можно дать подобное задание и на создание простой постройки из строительного материала. Например, вы делаете одну из таких построек:

5

Даете ребёнку возможность 1-2 минуты рассмотреть ее, а затем предлагаете по памяти (ваша постройка разбирается или закрывается листом бумаги) воспроизвести ее из своих кубиков.

Эти задания можно изменять и предлагать ребёнку неоднократно, постепенно усложняя их.

Источник: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

 

Геометрические фигуры.

(на развитие осязательной памяти)

Вырежьте из плотной бумаги или картона следующие фигуры:

6

Если названия этих фигур незнакомы вашему ребёнку, не старайтесь заставить его учить их. Будет гораздо лучше, если вы вместе придумаете для этих фигур подходящие названия. Например, на что похожа первая фигура? На солнышко, мячик, пуговицу. Вторая фигура похожа на домик, третья – на окно, четвертая – на пряник, пятая – на шкаф. Вариантов может быть много, но остановиться нужно на том варианте, который берет ребёнок.

Задание 1: предложите ребёнку закрыть глаза и ощупать фигуры в определенном порядке, например, с первой по пятую. Или: 2-3-4-5-1 и т.д. Попросите его запомнить, а потом рассказать по порядку, какая была первая фигура, вторая и т.д.

Задание 2. После того, как ребёнок научится запоминать последовательность фигур, можно перейти к изучению их правильных названий. Обратите внимание ребёнка на признаки этих фигур: углы есть/нет, если есть – сколько и т.д.

Источник: Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.


Спой песенку.

Пусть ребёнок представит, что Ослик Пятачку подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок, и он сочинил стихотворение об этом мяче:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

(автор стихотворения А.Барто)

 

Пятачок был очень доволен своим стихотворением и решил превратить его в песенку. Предложите малышу спеть эту песенку так, как это сделал бы Пятачок.

Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни-Пухом. Как бы Винни спел эту же песенку? (Ребёнок поет песенку голосом медвежонка).

Винни-Пух был очень доволен своим исполнением. Как-то раз он решил спеть эту песенку Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Пусть малыш споет эту песенку голосом Зайца.

Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, поэтому спела песенку по-своему. Предложите ребёнку спеть эту песенку за Ежиху Матрену.

А теперь задание малышу: пусть он подумает и ответит, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки, спетой Пятачком, Винни-Пухом, Зайцем и Ежихой. Для того чтобы задание было легче выполнять, надо вспомнить тембры голосов и интонации наших героев. В этом могут помочь просмотр мультфильма или картинок с изображением персонажей.

Источник: Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

 

Запишем сказку.

У детей 5-6 лет можно развивать умение осмысленно запоминать не только отдельные предметы или слова, но и целые тексты. С этой целью предложите малышу записать сказку. Вы читаете ребёнку сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4-5 основных эпизодов), затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно: практически у всех детей связный пересказ услышанного вызывает трудности. Успокойте малыша, если у него ничего не получилось, и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку не обязательно буквами, которые ребёнок еще не знает. Сделать это можно при помощи картинок.

Вы берете приготовленные заранее лист бумаги и карандаш и рисуете квадратик (рамочку). Вместе с ребёнком вспоминаете, о чем говорится в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате-рамке вы схематично рисуете девочку около домика и говорите ребёнку, что так можно записать начало сказки.

Затем вы рисуете еще одну квадратную рамку рядом с первой (можно первую рамку со второй соединить стрелкой), и говорите, что в этом квадратике надо записать то, что было дальше. Помогите ребёнку выделить следующий эпизод и изобразите его в рамке с помощью 2-3 условных обозначений. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки или рассказа. Запись может выглядеть примерно так:

12

Теперь пусть ребёнок попробует, пользуясь записью, пересказать услышанное. Это задание не вызовет у него затруднений. Так вы можете записать несколько рассказов или сказок (для начала лучше их сочинить самим, чтобы сюжет был достаточно ясен и прост).

В дальнейшем такие записи может делать и ребёнок, сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно.

Источник: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.