logotype

Вход на сайт

VK

Развитие мышления

 

Шарик на горке.

(на развитие мышления и ориентировки в пространстве)

Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола.

На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребёнку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты.

Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. Можно провести эту игру и как соревнование («Чей шарик точнее докатится до черты?»).

Эту же задачу можно предложить более старшим детям, несколько усложнив ее. Можно на пути шарика поставить брусок, а в стороне – небольшие ворота. Пред ребёнком ставится задача расположить брусок на пути шарика так, чтобы шарик, ударившись о него, попал в ворота. Эту задачу можно многократно варьировать, меняя угол наклона горки и расположение ворот.

Источник: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

 

Высоко-низко.

(на развитие диалектического мышления)

Взрослый предлагает ребятам проходить через разные «ворота» – высокие или низкие. Если ведущий говорит, что ворота высокие, то можно идти прямо, а если низкие – надо наклониться.

Дети идут по кругу, и кто вовремя не наклонился, садится отдыхать.

Игра может быть усложнена, в нее могут быть введены разные оттенки: очень высокий (прыгнуть вверх), очень низкий (проползти) и т.п.

Источник: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

 

Тяжелый-легкий.

(на развитие диалектического мышления)

Игра, аналогичная предыдущей. Каждому ребёнку дается пустая сумка или пакет. Детям говорят: «Каждый из вас несет сумку. Сумка может быть тяжелая и легкая. Покажите, как несут легкую сумку». Дети показывают. «Теперь покажите, как несут тяжелую сумку. Так. А теперь можно играть. Вы будете как будто нести сумки, а я буду говорить, какие они у вас: тяжелые или легкие. И вы так и будете нести каждый свою сумку».

Здесь тоже можно ввести оттенки: очень тяжелая сумка (сумка ставится на пол) и очень легкая (сумка складывается).

Аналогично можно построить большое число игр: «быстро-медленно», «грустно-весело», «жарко-холодно», «светло-темно» и т.п.

Источник: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

 

Говори наоборот.

Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».

Можно предложить следующие пары слов: большой-маленький, толстый-тонкий, черный-белый, старый-новый, горячий-холодный, пустой-полный, легкий-тяжелый, чистый-грязный, ученик-учитель, больной-доктор, ребёнок-взрослый, лед-вода, силач-слабак, артист-зритель, ходить-стоять, смеяться-плакать и т.д.

Источник: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

 

Волшебное зеркало.

Для этой игры нужно взять прозрачную пленку, вырезать круг и оклеить по контуру плотной бумагой. Получается волшебное зеркальце. Зеркальце можно брать с собой на прогулку. Взрослый выбирает подходящий объект, дает ребёнку зеркало и говорит, что если посмотреть в это зеркало, то можно догадаться, как изменится то, на что ты смотришь. Например, можно посмотреть на стройку и «догадаться», что она превратится в дом, снег – в ручьи, почки – в листья.

В этой игре важно не просто установить изменения, а подчеркнуть противоположные состояния предмета, явления.

Источник: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

 

Поезд.

Подготовьте 20 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это «вагончик». Все картинки должны быть разными. Играющим раздается равное количество картинок. Игру начинает ведущий. Он говорит: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку-вагончик. Но вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий играющий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим вагончиком. А для этого надо придумать, чем похожи картинки.

Например, я кладу картинку, на которой нарисована тарелка. С ней можно скрепить картинку с ложкой, потому что тарелка и ложка – это посуда. Ложку можно скрепить с лопаткой, потому что они сделаны из металла. Так каждый по очереди может класть свои картинки-вагончики, надо только объяснить, как они скрепляются, чем они похожи». Главное, чтобы ребёнок мог назвать свое скрепление.

Затем картинки перемешиваются, и все набирают себе новые картинки. А потом можно менять и сам набор картинок.

Источник: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.