logotype

Вход на сайт

VK

Данная статья посвящена обучению вашего малыша чтению. Но ни алфавита, который вы так привыкли ассоциировать с первыми шагами на пути к чтению, ни слогов, из которых состоят слова, ни даже отдельных слов вы здесь не увидите. Предлагаемая авторская методика талантливого педагога  с многолетним стажем Ольги Львовны Соболевой отличается своим нетрадиционным подходом к обучению чтению.
Нужно отметить три важных момента этой методики:
1) Приучение ребёнка с первых шагов внимательно слушать и слышать.
2) Формирование устойчивого интереса к чтению, переходящего в потребность.
3)Развитие мышления и памяти с первых шагов чтения.
  Вся методика направлена на бережное отношение к ребёнку, на уважение  и доверие к нему. Обучение чтению по этой методике непринуждённо, порой забавно и весело. Но это не  "игра в чтение"- это уже работа, но она выполняется с огромным удовольствием.
  Данная методика  принципиально отличается от известного всем  слогового чтения и чтения по карточкам целыми словами. Цель - не столько научить читать, сколько научить любить читать, при этом чтение должно быть быстрым и в то же время глубоко осмысленным.
  И при актёрском чтении с листа, и при беглом чтении про себя с выхватыванием взглядом нужной информации главным станет то, что процесс чтения будет протекать одновременно с эмоциональным и логическим осмыслением прочитанного.
  При использовании этой методики принципиально иной является и мотивация ребёнка. Он учится читать не для того, чтобы порадовать родителей( а те в свою очередь могли бы гордиться своим ребёнком), а только для получения удовольствия- прямо здесь и сейчас!
 Родители не должны озвучивать ребёнку конкретную цель - учиться читать, а постепенно" заманивать", вовлекать его в процесс чтения. И вполне естественно, что малышу захочется узнать, что произошло с героями сказки или рассказа. Ваш ребёнок может очень много сделать за похвалу. Но удовольствия от прочитанного слога он получить в принципе не может, так как слог не несёт в себе никакой информации. Нужно исходить из того, что чтение - это огромное удовольствие, которое может быть наградой за что-либо. В самом деле, не придёт же вам в голову хвалить ребёнка за то, что он съел любимую конфету! Поэтому для начала надо уяснить  несколько правил, выведенных автором. Расшифровку своей методики автор и начинает с их описания.
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ
Открываем книжку, словно коробку с конфетами, чтобы получить, как говорят в рекламе, райское наслаждение. В возрасте от 3 до 6 лет словарный запас ребёнка стремительно расширяется, и совершенно естественно, что, слушая вас, он будет постоянно встречать новые слова и выражения. Как добиться того, чтобы он не потерял интерес?
ПРАВИЛО ВТОРОЕ
Дорогие мамы, извольте ворковать голубкой , щебетать жаворонком, заливаться  соловушкой. И упаси вас Бог от назидательной интонации, этой самой распространённой ошибки! Слово, произнесённое с назидательной интонацией, похоже на пулю. Если вы хотите вложить какую-то информацию в голову ребёнка, делайте это мягко.
Итак, мы сформулировали два основных правила. Теперь попробуем найти мотивацию, которая будет побуждать ребёнка к чтению: это желание узнать что-то новое, интересное. Или, подражая маме, прочитать стишок младшему брату, кукле. Ребёнок запомнил, что в момент чтения вы получали огромное удовольствие от каждой
фразы, и ему, несомненно, тоже захочется его получить. То, каким образом мы вовлекаем  ребёнка в процесс чтения , - это уже дело техники, которая представлена двумя основными приёмами - колорифмикой и полётом над  строкой.
С ЧЕГО НАЧАТЬ-БУКВА,СЛОГ, ФРАЗА...ИЛИ
В цепочке "буква-слог-слово-фраза-мысль" каждый следующий шаг слева направо  является прогрессивным. То есть произнести  слог ЛА - это лучше, чем Л И А,  но ещё лучше произнести этот слог в слове ЛАДУШКИ. А ещё лучше- внутри фразы "Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки. Почему не стоит считывать слово с карточки? По двум причинам: во-первых, слово оторвано от понятия, которое передаёт, а во-вторых, оно неправильно звучит.   Возьмём, к примеру, слово СОБАЧКА из одной колыбельной песни. Произнесите его вслух и запомните это звучание. А теперь произнесите так же вслух несколько
предложений с этим словом:
1.Баю-бай, баю-бай, ты, собачка не лай.
2.Это твоя собачка?
3.А у меня есть собачка и кошечка!
Можно бесконечно придумывать фразы с этим словом, но ни в одной из них вы не услышите первоначального звучания, мёртвого и бесцветного. Итак, каждое отдельно прочитанное слово- это тот камешек, о который будет спотыкаться ваш ребёнок и который помешает ему читать  свободно и с удовольствием. Более того, этот же камешек встанет на пути его свободной , красивой речи. Для того чтобы не тормозить развитие ребёнка , мы не должны нарушать естественный темп и интонацию речи, о каком бы этапе обучения ни шла речь, в том числе и о самых первых шагах. Получается, что наш  ребёнок должен как бы запрыгнуть в поезд на полном ходу. Но возможно ли это?
А где же принцип "от простого к сложному", который лежит  в основе любого обучения? 
  Давайте вспомним, как формировалась речь вашего малыша. Гуление, лепетание, слова, фразы. Попробуем идти по тому же естественному пути и при обучении чтению.
 СЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ С КОНЦА
Помните, как вы читали ребёнку стихи Корнея Чуковского: У меня зазвонил телефон.
  -Кто говорит? - Слон
  -Откуда? - От верблюда.
  -Что вам надо? - Шоколада.
Как ребёнок подхватывает это стихотворение? Медленным проговариванием
У-МЕ-НЯ-ЗА-ЗВО-НИЛ-ТЕ-ЛЕ-ФОН? Кончно, нет! Он выкрикивает:
"Фон! Сён! Удя!Апетюда!" 
Я примерно изобразила один из возможных вариантов "каши", в которой, переваривая согласные, ребёнок чётко ухватывает окончания слов ( данный вариант не придуман, а взят из собственного материнского опыта). Вот с такого же "апетюда" мы и начинаем читать.
Представьте себе, что наша задача - рассмотреть каждый сантиметр обода колеса с помощью фонарика. Для этого у нас есть два способа: 
-зафиксировать колесо и обводить  обод фонариком;
-зафиксировать фонарик  и вращать колесо.
Мы выбираем второй способ. Применительно к чтению фонарик – это взгляд  ребёнка, зафиксированный  на окончании  строк, а колесо - ритмично звучащие строки стиха. В первом же случае мы медленно ведём глазами по строке слева направо, прочитывая каждый слог. Что при этом происходит? Замедлив, изменив темп чтения, разрушив ритм,
мы не только теряем фразировку, смысловую окраску, но и искажаем звучание каждого слова.
Здесь у родителей возникает вопрос: а где гарантия  , что всё колесо прокрутится перед нашим взором? Дело в том, что рано или поздно перед глазами ребёнка проплывут  все возможные буквосочетания. К тому же, кроме прямого луча, который попадает на окончания, рассеянным боковым зрением наш взгляд охватывает всю строку, которая проступает постепенно, как из тумана.
Например, как только ребёнок уясняет для себя идентичность окончаний строк"ОН" в словах"фон", "слон", сознание переключается на согласные - Ф,Л и так далее. Одной из первых проступает также и начальная буква каждой строки. Вы убедитесь в этом, когда ребёнок , потерявшись, безошибочно найдёт нужную строку, как только услышит её начало.
Таким образом, идёт постепенное считывание фразы, и при каждом новом прочтении глаз успевает рассмотреть что-то новое. Именно успевает, потому что мы  никогда не даём ему возможности прочитать  слово целиком, не изменяя темпа. Тем не менее очень скоро ребёнок от мычания, подпевания переходит к чёткому произношению всех слов в строке.
Моя методика является альтернативной слоговому чтению. Она включает  в себя знакомство со всеми  буквами алфавита и видами слогов, а так же  разделение букв на гласные и согласные. Только происходит всё это подсознательно, и ребёнок не отвлекается от сказки или стиха. Стихотворные  тексты очень удобны для обучения чтению, так как каждая фраза в них соответствует новой строчке , и "поймать" её, отследить пальчиком ребёнку довольно несложно. К тому же смысловое ударение определено ритмом стиха( в прозе находить его глазами ещё нужно будет учиться).
Поэтому чтение стихов отличается от чтения прозы как плавание в бассейне от плавания в открытом водоёме.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ
Никогда не давайте ребёнку читать бессмысленный набор слов или изречений о том, как "мама мыла раму" или " у Милы росла сосна". Каждый текст должен быть наполнен  смыслом и соединён с понятием с помощью картинок, жестов и интонации.
КВАЗИЧТЕНИЕ, или  ЧТЕНИЕ понарошку
На этом же этапе происходит очень интересный  процесс, подобный чтению с листа нотной партии. Вспомните концерт симфонического оркестра: все музыканты играют свои партии по разложенным перед ними нотам. Значит ли это, что артисты - необязательные
люди, которые даже не удосуживаются выучить свои партии и приходят на концерт неподготовленными? Конечно, нет. На самом деле они не "читают" в буквальном смысле каждую ноту, а лишь следят за мелодическим рисунком , опираясь на партитуру (опосредованно через дирижёра).
Так и ребёнок, прослушав стихотворение несколько раз, уже почти помнит его на слух, но для воспроизведения ему необходима "шпаргалка" в виде знакомых строчек текста. То есть слуховой образ фразы предшествует  графическому, а вместе они составляют
единое целое , дополняя друг друга. Таким образом, мы с вами сами подошли к тому, чтобы сформулировать главный приём обучения чтению. Это колорифмика, или рифма в цветах. Итак, мы уже выяснили, что в первую очередь ребёнок схватывает рифмические окончания строки, и наша задача - пойти ему навстречу.
Для этого мы выделяем окончания попарно, раскрашивая их в один цвет. Главное, чтобы цвета не повторялись внутри одного разворота.
Это так называемая пассивная колорифмика, в отличие от активной, когда ребёнок сам в рабочей тетради будет выискивать созвучные слоги, раскрашивая  их в одинаковый цвет. В этот момент  в его голове будут интенсивно формироваться все правила правописания, до того как они будут сформулированы кем-то извне. При этом мы не предлагаем ребёнку " игру без правил", полагаясь только на его механическое запоминание, - совсем наоборот! Мы даём ему возможность  самому формулировать правила , делать шаг за шагом интересные открытия, анализировать, систематизировать и ...применять их при чтении и письме.
Помимо цветных окончаний , ярче выделены первые буквы слов, и курсивом, немного  крупнее, - ударные гласные( имеется ввиду смысловое ударение фразы, а не ударение в каждом слове). 
Также отметим, что рифмическое окончание  строки не имеет ничего общего с окончанием слова. Это может быть суффикс, корень, целое слово и даже несколько слов: ЗАПРЯГал он, ЛЕТал он.
Встретившись дважды , а то и трижды , одинаковые окончания соединяются  вместе, подобно двум капелькам в воздухе, и, становясь тяжелее, падают, как дождик на землю, в память ребёнка. При этом, отбрасывая одинаковые части, ребёнок анализирует  следующие буквы, ведя взгляд справа налево(в примере, приведённом
выше , это буквы Г и Т).
Гласные Я и А, Ю и У закрашиваются одинаково, потому что они действительно одинаково   звучат, а вот предшествующие им одинаковые согласные выпадают из окрашенного окончания, так как звучат совсем по-разному:
  ЧЕТыре-В ТРАКТире( здесь буква "т" звучит мягко). 
Многие согласные и безударные гласные воспринимаются на слух одинаково, поэтому попадают под один цвет:
  ТОТчас
  ГЛаз -  С  и  З ;  
  вокруг
  петух - Г и Х ; 
  В ЛЕсу 
  Лису -Е и И;   
  кашку
  бражку -Ш  и Ж.  
А другие, наоборот, хотя и плохо различимы на слух, остаются неокрашенными с целью 
привлечь внимание малыша: 
  С КошкОЙ 
  В ЛУКошкЕ
По этой же причине  выпадают из окрашивания отдельные буквы:
ЛаДушки
БаБушки.
Я постаралась представить самые разные  буквосочетания , образующие слоги и рифмы, но главным критерием отбора стихов для обучения вашего малыша всё-таки оставались  их качество и смысл.
Каковы же признаки правильного чтения?
Декламация стиха должна быть очень похожей по звучанию на обычную речь, то есть быть такой же живой, лёгкой и естественной. А чтение, в свою очередь, похожим  на  декламацию стиха наизусть. Попробуйте для проверки закрыть глаза, пока ребёнок читает стих. В правильном варианте его чтение должно звучать так, словно он рассказывает стихотворение наизусть.
Дорогие родители, вы должны быть готовы к вопросам, которые посыплются на вас со стороны приверженцев традиционной методики обучения чтению: "Ну и когда же это обманное чтение понарошку превратиться в нормальное чтение незнакомого текста?"
Отвечаю на этот вопрос, опираясь на свой многолетний опыт работы с детьми: лично я этого момента не замечаю. Помните, как воскликнул король в фильме "Золушка": "Почему мне не доложили, что мой сын уже вырос?" 
Всё происходит незаметно. Мои ученики, которые начинали читать по такой же методике английские стихи, к третьему классу легко и свободно , а главное, с огромным удовольствием читали неадаптированную литературу. И при этом их письмо поражало
своей грамотностью. Неужели ваш ребёнок не может достичь подобного результата в русском языке? Конечно, может!
Все эти методические секреты я рассказала вам для того, чтобы при чтении вы также обращали на них внимание, делая нужные акценты.
Прежде чем ребёнок начнёт проходить правила правописания в школе, все они улягутся в его подсознании мягко, глубоко, и естественно, что поможет ему писать исключительно грамотно. И пусть окружающие будут называть это феноменом врождённой грамотности - мы с вами будем точно знать, что это только результат ваших стараний и творческого подхода к вопросу развития ребёнка.
Рекомендую начинать с народных потешек, колыбельных, загадок, которые обращены к ребёнку, что очень важно потому что, во- первых, маме будет легче при чтении найти нужные интонации, во- вторых, ребёнок хорошо воспроизводит интонацию и подражает маме, играя с куклами.
Очень важно, чтобы книги были ярко и красочно иллюстрированы, это поможет в процесс  включить и зрительную память.
Начинать нужно с колыбельных - именно с ними маме легче найти в палитре красок голоса нежные нотки, не скатившись к назидательной интонации. До этого вы напевали песенки над кроваткой малыша, и строчки уже частично улеглись в его голове. Теперь, усевшись вместе , прочтите уже знакомые  ему стишки. разглядывая картинки и
обсуждая их. 
В следующий раз, когда снова откроете вместе с малышом полюбившуюся  книжку, читайте, водя пальцем по строке и останавливаясь на  окончаниях. А потом  позвольте ребёнку самому водить пальчиком по строчкам (ему очень приятно будет такое доверие): вот вы и вовлекли малыша в эту игру - чтение понарошку!
Что при этом произносит  малыш, почти неважно - это может быть и запомнившийся уже наизусть стишок с чётким проговариванием , и невнятное бормотание с выкрикиванием последних слов. Важно только то, чтобы вы ни в коем случае не замедляли темп и не меняли характер и интонацию своего чтения.