logotype

Вход на сайт

VK

Раннее развитие ребенка - это важно!

В вашей семье появился ребенок. Это огромное счастье и радость, но это и большая ответственность перед ним и обществом, в котором ему придется жить.
Нужно помнить, что воспитание и развитие ребенка начинается с первых дней его жизни, а потому наберитесь терпения, ведь вам предстоит пройти вместе с ним важную часть этой жизни. Главными принципами должны стать взаимоуважение в семье, доверие друг к другу, а ребенок не икона для поклонения и не объект для отрицательных эмоций взрослых, а полноправный член семьи.Мы понимаем, что многим родителям не хватает времени, знаний и опыта для решения таких сложных вопросов, как развитие и воспитание.

 

Наш Центр частично сможет облегчить решение задач, стоящих перед вами в первое и, пожалуй, наиболее сложное и важное время: младенчество и дошкольное детство.

Общение педагогов Центра "Теремок" с вашими детьми будет более плодотворным и результативным, если вы узнаете некоторые особенности и периоды развития детей с рождения до школьного возраста. Такое понимание облегчит общение, ибо ваше участие в этом процессе имеет первостепенную роль. И это необходимо как вашим детям, с которыми вы связаны еще "энергетической пуповиной",так и вам самим:вы приобретаете навыки взаимодействия в новой среде, с новыми детьми и взрослыми, вовлекая в этот процесс своего ребенка. Единственное предостережение – не сравнивайте своего ребенка с другими детьми: каждый ребенок развивается все равно по собственной схеме. Не погоняйте его своей настойчивостью под общий стандарт. Осторожно приучайте к тем или иным навыкам. Проявите терпение! Для вас ваш ребенок все равно самый лучший.

Сензитивный период - это возрастной период индивидуального развития, при прохождении которого, внутренние структуры организма особенно чувствительны к специфическим влияниям внешнего мира, - период повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению некоего вида деятельности, проходимого ребенком в своем развитии. Он играет очень важную роль в развитии психических функций.

Младенческое и раннее дошкольное воспитание проходят в сензитивный период. Это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной способности ребенка.

Так, сензитивным периодом в развитии речи является возраст от 7 месяцев до 2-х лет. Это не означает, что речевая функция не развивается ни до, ни после этого возраста. Это означает, что именно этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, поддержку и поощрение.
Сензитивный период восприятия порядка протекает от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей активности наступает в среднем около двух, двух с половиной лет.

В четырех - пятилетнем возрасте дети особенно чувствительны к восприятию фонематических конструкций. И как правило уже в этом возрасте дети готовы к обучению чтению, изучению иностранных языков.

Период сенсорного развития или развития всех органов восприятия длится от рождения до пяти с половиной лет. Тренировка зрительных, слуховых, вкусовых и остальных органов чувств происходит именно в этот период.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов – это возраст ребенка от полутора до двух с половиной лет. Период развития движений и действий – от одного года до четырех лет.
В возрасте от двух с половиной и до шести лет ребенок активно интересуется формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, вне пределов дома, семьи.

Учет сензитивных периодов нужен прежде всего для правильной организации и воспитательных мероприятий. 
Важно помнить, что периоды особой готовности проходят, и впоследствии развитие соответственной функции может быть значительно затруднено.
Младенчество не знает скуки. Это лучшее время для формирования правильных схем в мозгу ребенка, определяющих его последующую интеллектуальную жизнь. Способность младенца к усвоению информации огромна.

Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления. Воля к действию не появляется на пустом месте. Воля стимулируется интересом, побуждает его к развитию, превращая интерес в потребность. Эта схема в дальнейшем утверждается у подростка и взрослого.

Осваивая окружающий мир, кроха не пропускает ни одной детали. Для него самая обычная вещь – настоящая находка. Представьте себе чашку чая: звук закипающего чая в чайнике, терпкий запах, насыщенный цвет, нежный вкус и тепло на ладонях. Картинка получилась объемной, ведь в ее создании участвовали все пять чувств. Вы непроизвольно соединяете образы, полученные с помощью различных рецепторов. У новорожденного каждое ощущение пока "живет" само по себе. Однако со временем малыш станет комбинировать их. При этом будут формироваться логическое и абстрактное мышление, зрение, координация движений, слух, позже – речь.

Существует много методик развития сенсорики, но самая универсальная и интересная – игра с родителями.

В домашних условиях, в занятной форме, можно научить ребенка различать предметы по форме, цвету и размеру, только важно знать и учитывать, что среди множества интересных вещей в окружающем мире, ребенок в младенческом и дошкольном возрасте все время находит увлечение, где ему никто не нужен, пока взрослый не отреагирует на возникший у ребенка интерес. И от того, как в этой игре найдет свое место взрослый, зависит устойчивость интереса ребенка. Очень важно не упустить этот момент, ибо цепь непониманий родителями ребенка, приводит его к отчуждению от взрослых и даже к рождению "замкнутости".

Мы не знаем, какие интересы ребенка могут развиться в способности, но, во всяком случае, у него должен быть шанс развить их. Часто увлечения и интересы перерастают в способности, которые развиваясь уже в старшем возрасте, формируют устойчивую потребность. Повторение – лучший способ стимулировать интерес ребенка.

Отрицательная реакция, особенно в дошкольном детстве, на слово "учится", рождает в ребенке протест, так как у него учеба ассоциируется с насилием над волей и свободой ребенка. Учеба должна сочетаться с удовольствием, и тогда она будет приносить хорошие результаты. "Хорошо" для ребенка – это то, что интересно и завлекательно. В этом возрасте "хорошо" и "приятно" – тождественны, а потому, познавая мир, ребенок не осознает многих своих поступков, и в глазах взрослых становится непослушным и невоспитанным: рвет обои, рисует на них, ломает мебель и другие предметы домашнего обихода.

Важно в таких случаях не отбить охоту ребенка к творчеству, изучению окружающего мира, сохранив и то, что с вашей точки зрения "очень ценно и важно". Стоимость обоев и других предметов, находящихся в вашей квартире, ни в какое сравнение не идут с тем интересом, который проявляет ваш ребенок, познавая окружающий мир.

Поэтому, освоение окружающего мира квартиры должно проходить при вашем активном участии. Тогда будет развиваться интерес ребенка и сохранятся ценные предметы домашнего обихода. И чем раньше начнется освоение квартиры и предметов, находящихся в ней, тем быстрее пройдет желание портить и ломать вещи, дорогие вам и вашим близким.

Важно правильно организовать общение ребенка и взрослых дома, и оно станет основным фактором формирования различных интересов, в том числе и к обучению.

Уже к 10 – 11 месяцам ребенка интересуют не только предметы и вещи, но ему хочется понять их суть, структуру строений и тайну их свойств.

Не ругайте детей, если они сломали или разобрали какую-либо вещь, Попробуйте вместе ее починить: склеить, пришить, пусть ребенок видит, что не все можно исправить. Не вините в происходящем ребенка Пусть он делает выводы сам. Один поплачет от утраченной механической игрушки, и вы ему посочувствуйте, другой может просто отойти и задуматься. Но в любом случае для ребенка это маленький жизненный опят. Умение организовать досуг и общение с ребенком дома, окажут добрую службу при дальнейшем развитии в раннем дошкольном возрасте. Именно этот возраст является наиболее "гибким" в восприятии и обучении.

Наши программы на первый взгляд кажутся сложными и непонятными для тех, кто еще не нашел контакта со своими детьми. Но они станут хорошим подспорьем и путеводителем тем, кто осмысленно ищет пути постижения своего ребенка и хочет начать трудную работу по его развитию и воспитанию.

Наша совместная задача создать ту среду обитания ребенка, которая позволит ему сосредоточить свой интерес на предлагаемых объектах, в предлагаемых обстоятельствах, приближенных к домашним, но и отличающихся новизной ощущений, эмоций и восприятий. Присутствие близкого человека (мамы, папы, бабушки) станет неким энергетическим магнитом, соединяющим детей и взрослых в единую семью.

Если в детстве не получить умения и навыки, то в дальнейшем интерес к ним может быть утрачен, либо они будут развиваться менее эффективно, чем в раннем возрасте. То, что не заложено в детстве, порой трудно компенсировать в дальнейшем, а раннее развитие - это краеугольный камень развития всего человека, ибо в детстве многое дается легче и быстрее, как бы играючи. Но не нужно забывать, что все навыки и умения даются трудом, через преодоление трудностей и себя. Поэтому многое, приобретенное в детстве, остается на всю жизнь. Воспитание характера начинается также с младенческого возраста, а все, что закладывается в эту пору, поможет в дальнейшем избежать многих ошибок и потери времени.

Доминирующими в Центре являются творческие и гуманитарные предметы. По нашему замыслу, именно они должны развить ребенка не только творчески, но и интеллектуально. Музицирование и изобразительное творчество - стержневые предметы. Музыка и рисование в той или иной степени присутствуют на всех занятиях, включая "Азбуку мышления", английский язык, "Мир вокруг нас". "Азбука мышления" - наше ноу-хау. На занятиях, которые обобщены этим названием, развивается мелкая моторика, внимание и память, логическое и образное мышление, фантазия и воображение. Чем старше ребенок, тем сложнее задачи. Дети учатся думать, находить не только правильные, но и оригинальные решения.

Важное значение в развитии мы придаем физическому воспитанию и двигательной активности.Эту задачу решают не только специально разработанные программы по бэби-фитнесу, йога для малышей, ритмическая гимнастика и подвижные игры, блоки ритмики, проходящие под мелодии и ритмы Востока, Латинской Америки.

Даже на таких "строгих" предметах как английский язык,обучение грамоте и подготовка к чтению,(проходящих в классах с их непременными атрибутами-столами и партами)двигательная активность -важный инструмент общения с детьми.Пальчиковая гимнастика и игры на внимание,ролевые игры и пластические этюды-вот неполный перечень такой активности.

На занятиях, которым даны условные названия - "Мир вокруг нас", "Рукотворчество", "Развитие речи", - дети получают информацию об окружающем мире, учатся видеть прекрасное в обыденном, стараются обычный природный материал превратить в сказочных героев, в произведения искусства. Эти занятия призваны сформировать не только понимание растительного и животного мира, но и бережное отношение к ним. Расширяя кругозор, мы обогащаем словарный запас детей, учим правильно строить речь, развиваем умение формулировать и обосновывать свои суждения.

На занятиях, особенно в студиях "Карапуз" и "Малыш", присутствуют родители. Мы стараемся постепенно из присутствующих превратить их в активно участвующих в уроке людей. Для нас важно, чтобы от созерцания они перешли к активной деятельности. И чем раньше это произойдет, тем свободнее будет чувствовать себя ребенок, а родители смогут более целенаправленно заниматься развитием своего ребенка дома.

Дети чувствуют себя более комфортно, если сложности преодолеваются ими совместно с родителями. Обычно они заканчивают то изделие, которое начинает делать родитель: изготавливают "колбаски", "шарики" и прочие формы мелкой пластилиновой пластики, намазывают и приклеивают изготовленные взрослыми детали аппликации. Но в сознании детей остается изобразительно-образный ряд, созданный совместными усилиями. Хотя роль ребенка в изобразительной деятельности невелика, они по окончании работы говорят: "Я сделал ежика, (слона, черепаху, цыпленка)". На вопрос "Ты один делал?" ребенок отвечает: "Нет. Мне помогала мама (папа, бабушка и т.д.)". Никогда малыш не скажет наоборот. Это важно, потому что при малых навыках совместное творчество достигает главного: формирует образное мышление ребенка, волю, интерес.

В совместном творчестве приобретают опыт и дети, и родители. К самостоятельной работе дошкольники приступят позже, когда появятся прочные навыки и увеличится багаж знаний. Дети рисуют, лепят и строят только то, что они могут, что знают.

Но позанимавшись в Центре «Теремок» не менее трёх лет, они становятся на «3 головы выше» своих сверстников по развитию и воспитанию, и это объективный показатель нашего творческого труда.