logotype

Вход на сайт

VK

Игра как средство организации учебного процесса и воспитания детей дошкольного возраста.

Игра – как социальный фактор

Игры всегда привлекали детей и взрослых своим многообразием и притягательной силой. Однако, несмотря на большую историю, они до сих пор еще мало изучены. Нет однозначных ответов на вопросы : «Почему играют, почему не устают от игры, почему в игре могут раскрыться лучшие качества и неограниченные возможности человека?».

Игра выдвигает тысячу «почему» и может быть поэтому она и привлекательна.

Но как-то принято считать, что в игры играют больше дети, а потому между понятиями «игра» и «дети» стоит знак тождества. То есть невозможно представить себе ребенка, который бы не играл, будь то игры, придуманные взрослыми или им самим. Как правило, дети чаще используют ролевые игры, используя в них социальный, пока небольшой, но опыт. Игра в «дочки-матери», в продавцов и покупателей, врачей и больных и т.д. Игра в героев сказок и рассказов, мультфильмов.

Наряду с ролевыми играми дети любят такие, в которых они много двигаются, фантазируют, в которых осознается и изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества, личной активности. Игра готовит ребенка к учению и поэтому важно, чтобы она не носила характер развлечения, а всегда была осмысленной трудовой деятельностью ребенка. Если игра строится с расчетом на конечный результат, то она уже приучает ребенка к труду, собранности, развивает внимание и творческие способности.

Если мы пытаемся классифицировать, хотя бы частично по типам, игры на строительно-контрукторские, дидактические, познавательные, интеллектуальные, музыкальные, игры-упражнения, игры-занятия, игры-шутки, игры-забавы, подвижные и спортивные, то даже в названиях, это казалось бы, несерьезное дело приобретает серьезный смысл.

Увлеченность игрой исподволь, ненавязчиво, приучает ребенка к учению и труду и не вызывает отвращения. Неслучайно там, где в методике обучения используется игра, процесс усвоения знаний проходит более плодотворно.

Ещё существует мнение, что дети 3-5 лет не способны к учебе, однако они учебный процесс не воспринимают как «горькое лекарство», когда получают его «подслащенным» удовольствием игры. Так как интерес к игре непроизволен, игра может вызвать интерес и к не игровой, продуктивно-творческой деятельности. Этот психологический фактор используется опытными педагогами.

Специфика игры

В своей работе «К методологии педагогического исследования игры» психолог Г.П.Щедровицкий даёт такие характеристики игре : она есть:

  • особое отношение ребенка к окружающему миру;
  • особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается именно как его субъективная деятельность;
  • социально-заданный, навязанный ему и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
  • особое содержание усвоения (или усвоение содержания);
  • деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенка;
  • социально-педагогическая форма организации детской жизни.

Все эти характеристики позволяют глубже проникнуть в специфику игры, раскрывают её анатомию. Но в данной разработке будут рассмотрены вопросы, связанные с художественно-творческим процессом.

Художественно-творческие игры связаны с образным мышлением. Образное мышление детей имеет свою специфику и во многом отлично от художественного мышления взрослых. «Образ» в понятии взрослого есть сложнейший, высший результат художественного обобщения и отражения. Для ребенка он обязательно связан с конкретным отражением знаемого, познанного ранее, у него формируются сенсомоторные (чувственно-двигательные) схемы, обеспечивающие отражение существенных свойств предметов и явлений. Происходит внутренняя , имитирующая деятельность (или как мы называем - подражание), но не всегда подражание происходит в форме безусловного копирования. Оно скорее происходит на уровне образных представлений и предположений.

Например, когда мы говорим – «котенок свернулся клубком», то в нашем представлении это тот же котенок, но принявший округлую форму. В представлении ребенка образы клубка и котенка как бы совмещаются, и потому ребенок рисует клубок, т.е. круг и пририсовывает ему усы, глаза и прочие атрибуты, характерные для котенка.

В творческие игры включается воображение и фантазия детей. Иногда фантазия опирается на социальный опыт (из увиденного и прочитанного), иногда фантазия – плод воображения ума и чувств.

Поэтому, разрабатывая творческие игры, игровые эпизоды важно предвидеть степень участия каждого ребенка, используя особенности его характера и ума. Это возможно только при внимательном изучении психологии детей.

Многочисленные наблюдения ученых показывают, что выбор игры определяется силой переживания ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Задача руководителя ( педагога) помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут стать основой игры. Создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувства – это путь правильного управления деятельности детей.

Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Ребята с большим удовольствием принимают любой образ в игре и делают это достаточно серьезно. Именно поэтому герои сказок для дошкольников – это реальные действующие лица, образ которых он принимает охотно.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт, создает новое, через осмысление знаемого.

Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления, не стандартизированного и суммированного, а самостоятельного, но подчиненного общей задаче.

Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее связано с общественно-полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение цели.

Творческие или сюжетно-ролевые игры являются основным видом деятельности дошкольников, а потому они приобретают первостепенную роль в формировании характера ребенка, его развитии в целом.

Развивающее значение игры многообразно : от познания окружающего мира до развития мышления, чувств, воли, до формирования самооценки и самосознания.

В процессе игровой деятельности дети не только моделируют действия и поступки взрослых, но и усваивают правила поведения.

Значение игровых моделей не исчерпывается тем, что при их помощи дети усваивают, осознают важнейшие стороны окружающей жизни. Еще более важно происходящее при этом овладение самим процессом моделирования – способность строить и применять игровые модели, в которых выделяются и отражаются известные отношения.

Замещение и моделирование явлений действительности, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер .Так, необходимость использования в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности взрослых, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнить игровые действия, толкает детей на путь поиска подходящих заместителей - один и тот же заместитель начинает использоваться для обозначения разных предметов, и наоборот. А это уже элементы воображения, творчества.

Еще больший толчок развития воображения дает сопоставление модели, образа, создаваемых в игре, с самой моделируемой действительностью. За собственными игровыми действиями и действиями партнеров ребенок начинает видеть второй, воображаемый план.

Развитие мышления в игре неразрывно связано с развитием воображения.

Необходимо заметить, что сказанное выше о развивающем значении сюжетно-ролевой игры, действительно при условии, когда сама игра достигает у дошкольников достаточно высокую степень развития. А для этого требуется систематическое и умелое руководство со стороны взрослых.

Некоторые методы организации игры в студиях

В практике групп и студий эстетического и гармонического развития, в основном, занятия проходят по следующим предметам: развитие речи, изо или лепка (иногда и то и другое), музыкальные занятия, ритмика, либо общефизическая подготовка, иностранный язык. Реже – развивающие и логические игры, шахматы. Этот комплекс предметов позволяет осуществлять процесс развития ребенка достаточно широко.

Игры, применяемые на занятиях по этим предметам, можно объединить по нескольким принципам. Один из основных – это принцип дидактический.

Каждая игра, применяемая на занятиях, имеет в своей основе одну из целей – обучение, а поэтому игры строятся таким образом, чтоб закрепить какие-либо правила и навыки, знания, полученные в процессе общения детей и педагогов.

Однако, не следует забывать, что основная цель студий эстетического и гармонического развития, не обучение, а раскрытие и развитие многих качеств ребенка, воспитание положительных эмоций.

В этой связи занятия необходимо строить таким образом, чтобы обучение не доминировало, уроки проходили динамично, поддерживался постоянный интерес детей к  деятельности.

Как правило, уроки строятся из нескольких частей, объединенных единым стержнем – задачей.

В одном уроке может быть использовано несколько игр, как дидактических, так и ролевых, творческих. Целесообразно малоподвижные игры чередовать с подвижными, тем самым, переключая внимание.

Дети в раннем возрасте еще не способны сосредотачивать внимание длительный промежуток времени на чем-то одном. Даже увлекательная игра, используемая неоднократно с течением времени теряет необходимый интерес. Она становится как бы обыденным, пройденным действием. В каждом уроке должны присутствовать элементы новизны. Без этого трудно приковать внимание всех детей , а поскольку «нерабочее» состояние одного из детей может расхолаживающе подействовать и на остальных, то постоянно нужно иметь две-три «домашних заготовки» - игры, которые способны «настроить» детей на ту или иную деятельность.

Включая в уроки игровые эпизоды, нужно постоянно помнить о том, что игра не должна быть развлечением, она может быть серьезным и полезным инструментом общения детей и руководителя (педагога), детей друг с другом.

Прообразы гармонии и совершенства, которые мы наблюдаем в детском искусстве, нужно уметь сохранить и разумно направить. Нужно провести грань между игрой-творчеством и игрой-развлечением. Бережное отношение детей к результату своей деятельности (рисунок, скульптура, рассказ, стихотворение и т.д.) – это основное условие и показатель творческой игры.

Ещё К.Д.Ушинский предостерегал, что «стремление сделать учение интересным, вовсе не означает, что его надо превращать в игру, забаву».

Игра и забава, стоящие в одном контексте – это то, что не может быть принято за основу в студиях гармонического и эстетического развития. С детьми нельзя «сюсюкать»,нельзя «подделываться» под них, ибо любая фальшь быстро обнаруживается ими. До детей необходимо возвыситься, как утверждал великий педагог Я.Корчак. Только в том случае, творческий процесс станет радостной деятельностью, когда ребенок будет чувствовать в нем огромное удовольствие, какое он получает во время игры. И здесь просто необходимо предостеречь многих руководителей (педагогов), которые вмешиваются в творчество детей.

Педагог должен понять замысел, движение фантазии ребенка и вовремя скорректировать свои действия.

Педагог как бы растворяется в творческом процессе ребенка, а потому предлагаемые игровые ситуации тщательно подготавливаются, чтобы дети их приняли и активно включили в деятельность ум и сердце, фантазию и волю.

В игре-творчестве педагог следит за ходом как бы «со стороны», поддерживая неназойливыми советами и одобрениями. Воспитание в раннем детстве самостоятельности, помогает в будущем осваивать знания, все более превращая творчество в труд. Одновременно постоянная активация творческих сил ребенка воспитывает в нем стремление к самообразованию, обогащает его духовно.

Формируя методические приемы, создавая компакт-блоки игровых ситуаций и задач , нужно опираться на жизнь, окружающую действительность, поскольку социальный опыт ребенка основывается и развивается в результате постижения законов жизни и окружающей его действительности; законов природы и естествознания. Умение находить взаимопроникновения и возможности взаимообогащения одного другим, позволит творчески осмыслить каждую игру. Только такие игры будут развивать и привлекать, а следовательно обучать и воспитывать.

Однако, кроме таких игр желательно уже в возрасте 4-5 лет обучать игре на блок-флейтах, а с 2-3 летнего возраста на детских ксилофонах, металлофонах и других детских клавишно-ударных музыкальных инструментах.

Необходимо на уроках музицирования чаще использовать игру на различных инструментах и меньше тратить время на сложное и часто неинтересное разучивание песен, пусть даже детских.

При разучивании песен ребенок должен иметь потребность, а это создается предшествующей деятельностью, которой могут стать не только игровые разминки и ролевые задачи, основанные на текстовом и музыкальном материале, но и предшествующая игра на музыкальных инструментах мелодий тех же детских песен.

С раннего возраста ребенок должен привыкать слушать не только детские песенки, музыку, написанную для детей , но и популярные классические произведения, формируя не только музыкальный вкус, но и умение увидеть и услышать в музыке образы реальные и фантастические, знаемые и предполагаемые жизненные ситуации, явления природы.

И здесь опять на помощь может придти игровая деятельность, предложенная контурно руководителем (педагогом) и движимая фантазией и творчеством детей. Создание пластических, живописных и «речевых» образов (сочиненный рассказ) по услышанным музыкальным произведениям – это прекрасный метод развития детей, осуществляемый ненавязчиво и интересно.

В методике еще редко используются всевозможные сочетания – игра цвета и аккордов, линий и мелодий, нот и точек.

Мало обращается внимания на такие закономерности в природе, искусстве, речи и математике, как ритм, пропорции, параллели, отражение, равновесие. А ведь все они могут стать толчком к созданию не только отдельных игр, методических блоков, но и основой всего обучения и воспитания в студиях.

Список рекомендуемой литературы

  • Макаренко А.С. Игра. Соч.М.1957 т.4
  • Ананьев Б.Т., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М. Просвещение, 1969
  • Бобровская С.Л. Сущность системы Фребеля и применение её в некоторых детских садах Германии. М.Издательство детской и педагогической библиотеки, 1872
  • Богуславская З.М. Дидактические игры «Дошкольное воспитание» 1940, 10-12
  • Байд У. – Система Монтессори, перевод с английского. М., «Мир», 1925
  • Блехер Ф.Н. Дидактические игры. М.Учпедгиз,1948
  • Гельфан Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и больших, М.1969
  • Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Ж.»Советская педагогика», 1962, № 7-8
  • Пронн В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е, М. Наука 1969
  • Родари Дж. Грамматика фантазии. М.1978
  • Устиченко В.И. Игра и эстетическая деятельность. М.,1969
  • Щедровицкий Г.П. – К методологии педагогического исследования игры. М., 1963
  • Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1976

Методическая  разработка Анашкина Е.Ф.