logotype

Вход на сайт

VK

Педагогическая технология использования материала сказки «Хвосты»

Разработка Каменца А. В.

Нравственные нормы, составившие основу сюжета сказки.

1. Жадный человек – слеп. Чаще всего он хватает то, чего не ведает, чему не знает цены.

2. Трусливый окружающим в тягость. Он не способен решить из-за трусости проблемы сам, поэтому его проблемы вынуждены решать другие.

3. Трусливый может только просить, а не сам брать.

4. Радуйся маленькой радости, тогда эта радость станет большой.

5. Если очень жалеешь себя, значит будешь равнодушен к ближнему.

6. Тщеславный человек существует за счет унижения других.

7. Для тщеславного невыносима мысль, что кто-то имеет то же, что и он.

8. Иметь, значит радоваться тому, что имеешь.

Педагогические ситуации, создаваемые на основе вышеперечисленных нравственных норм.

Ситуация первая: «Жадный человек – слеп». Педагог предлагает детям выбрать себе некоторые предметы, собранные вместе ( «хвосты зверей»).

Предлагает сделать это побыстрей. Предложение делается так : «Кто хочет взять, можно взять столько, сколько хочешь». Детям предлагается определить, для чего предназначены эти предметы. Детям также предлагается определить, от какого животного тот или иной хвост. Предлагается изобразить соответствующих животных, но можно использовать только один хвост. Ребенок, который захватил несколько хвостов, вызывает у педагога подчеркнутое удивление: «Зачем одному зверю столько хвостов?»

Ситуация вторая: «Трусливый окружающим в тягость».

На пути к хвостам педагог создает препятствие, преодоление которого требует некоторой храбрости. Тот, кто побоялся преодолеть препятствие, остается без хвоста. Педагог с сожалением просит более смелых детей принести хвост менее смелому ребенку.

Ситуация третья: «Трусливый может только просить, а не сам брать». Педагог, запрещает робким детям самим бежать за хвостами, объясняя это тем, что он «заботится» о робких детях (чтобы они не ушиблись, не поранились и т.д.). Остальным детям разрешается бежать за хвостами. Через некоторое время осмелевшим детям также разрешается взять хвосты. Педагог демонстративно удивляется прошлым страхам этих детей.

Ситуация четвертая: «Радуйся маленькой радости, тогда эта радость станет большой».

Педагог предлагает детям похвалить свои хвосты. Оценивает вместе с ними преимущества каждого хвоста.

Ситуация пятая: «Если очень жалеешь себя, значит будешь равнодушен к ближнему».

Педагог «жалеет» тех детей, которым, по его мнению, достались не те хвосты. Затем, как бы невзначай, говорит, что есть дети, которым вообще хвосты не достались и их тоже жалеет. Спрашивает у детей, что делать в этой ситуации.

Ситуация шестая: «Тщеславный человек существует за счет унижения других». Педагог начинает усиленно хвалить хвост одного из детей, утверждает, что этот хвост самый лучший. Затем, как бы недоумевает : «Неужели ни у кого больше нет красивого хвоста?» Дети пытаются переубедить педагога. Постепенно выясняется, что все хвосты красивы по-своему (подходят каждому животному).

Ситуация седьмая: «Для тщеславного невыносима мысль, что кто-то имеет то же, что и он».

Педагог выбирает пару самых уверенных, самолюбивых детей. Предлагает остальным детям оценить, у кого в этой паре хвост лучше. Побежденному предлагает утешиться, обратите его внимание на то, что есть дети, у которых вообще нет хвоста, что хвосты других детей тоже красивы, но они не участвовали в конкурсе и т.д.

Ситуация восьмая: «Иметь, значит радоваться тому, что имеешь».

Педагог предлагает поделиться хвостами с детьми, у которых вообще нет хвоста. Дети, получившие хвосты, танцуют с остальными детьми победный танец, поют праздничную песню и т.д.

Дополнительная информация: хвостов должно быть меньше, чем детей, но хвосты должны делиться (хотя бы часть из них) на более маленькие. Занятие можно проводить в форме «лесной школы», где дети выбирая роль того или иного зверя, осваивают задания педагога.

Затем детям рассказывается целиком вся сказка и детям предполагается ответить на следующие вопросы:

  • Правильно ли поступили звери, решив схватить первые попавшиеся хвосты? Почему они так поступили?
  • Почему зайчик не побежал за хвостами? Правильно ли он поступил? Если неправильно, то почему?
  • Может быть трусливым иногда быть выгодно? А если невыгодно, то почему?
  • Чему радовались звери? Можно ли РАДОВАТЬСЯ хвосту, даже если он на первый взгляд некрасив? В каких случаях?
  • Почему медведь не помог зайцу? Хорошо ли он поступил?
  • Нравится ли вам лиса? Если нет, то почему?
  • Почему подрались кошка с собакой? Могли бы они не драться?
  • Почему зайчик в конце концов обрадовался?

Можно также использовать народные пословицы в соответствии со свойствами, чертами личности, изображенными в данной сказке. Их можно использовать и как самостоятельный материал, и в процессе рассказывания сказки. Речь педагога от этого только выигрывает – станет более образной, живой, доходчивой, осмысленной. Кроме того, пословицы могут навести педагога, детей на новые скрытые смыслы сказки. Ниже приводятся пословицы, соответствующие вышеперечисленным педагогическим ситуациям.

I. Зависть – жадность. УВЕРЕННОСТЬ – жадность.

1. «Злой плачет от зависти, а добрый от радости» (от жалости).

2. «В лихости и зависти нет ни проку, ни радости»

3. В чужих руках ломоть (пирог) велик; а как нам достанется, мал покажется.

4. Дай бог много, а захочется и побольше.

5. Не зарься на чужое, свое береги.

6. Глаза (очи) завидущи, руки загребущи.

7. Чего нет, того и хочется.

8. Всех сластей не переешь, нарядов не переносишь.

9. Что Бог послал, то и мяконько. И то добро, что нашел ведро.

II. Смелость-отвага-трусость.

1. Смелость(отвага) города берет.

2. Кто смел, тот и съел ( и на коня сел).

3. Удалой долго не думает. Отвага – половина спасенья.

4. То ли, сё ли, задумано – делай!

5. Волка бояться, так и в лес не ходить.

6. У страха глаза велики. У страха глаза, что плошки, а ненавидят ни крошки.

7. Глаза страшат, а руки делают.

8. Удастся – квас, а не удастся – кислы щи.

9. Будет, так будет; а не будет, так что-нибудь да будет.

10. Не проиграв, не выиграешь. Не играть, так и не выиграть.

III. Просьба (попрошайничество).

1. За спрос денег не берут.

2. Отказ не обух, шишек на лбу не будет.

3. Что у кого болит, то о том и говорит.

4. Не честно просишь, неохотно дать.

5. Ты не нищий, да того не ищешь.

6. Выпрашивать станешь - побирушкой назовут.

IV. Смирение ( в данном случае трактуется как умение довольствоваться малым).

1. Смирение – Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье.

2. Тише едешь – дальше будешь. Потише – к делу поближе.

3. Не поклоняясь о земли, и гриба не поднимешь.

4. Напитай, Господи, душу малым куском!

5. Тихая вода берега поднимает.

V. Равнодушие (отговорка, отказ).

1. У всякого Федорки свои отговорки.

2. Чего не хочет, того и не слышит.

3. Не гляжу, так и не вижу; не хочу, так и не слышу.

4. Для просьбы бедного у богатого уши глухи.

VI. Тщеславие.

1. Выше носа не плюнешь, себя заплюешь.

2. Что сало на свинье, то гордость на сердце нарастает.

3. Залез в богатство – забыл и братство.

4. Прими, не ломайся, а после не кайся.

5. Дают ему грош, да вишь, не хорош.

VII. Злоба.

1. Не дразни собаку, так не укусит.

2. Хоть рыло в крови, да наша взяла.

3. Как душа черна, так и мылом не смоешь.

4. У злой Натальи все люди канальи.

5. Сердитому палка найдется. Сердитый найдет палку.

VIII.Оптимизм.

1. Кто в радости живет, того и кручина неймет.

2. Бог и плач в радость обращает (претворяет).

3. Нет лучше веселья, кому сердечная радость.