logotype

Вход на сайт

VK

 

Метод Судзуки основан на утверждении , что все дети обладают способностями и что в благоприятной среде эта способность может быть развита и повышена. В 1933 году японский скрипач Синити Судзуки сделал гениальное открытие: каждый ребенок может научиться игре на музыкальном инструменте (или научиться чему-то другому) подобно тому, как он обучается родному языку.

Он говорил: "Музыкальность - это не врожденный талант, а способность, которая, как и любая другая может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом , может стать музыкальным. Это не сложнее, чем говорить на родном языке."

Именно поэтому, метод Судзуки называется методом "родного языка". Каждый может говорить на родном языке. А это означает, что каждый может научиться на любом музыкальном инструменте. Синит Судзуки доказал всему миру, что каждый ребенок талантлив. Исключений нет.

Метод Судзуки был "рожден" в Японии, а с 1964 года начал активно распространяться в Америке. В настоящее время обучение по методу Судзуки существует во многих странах мира. В 2013 году метод Судзуки появился и в России.

Метод Судзуки называется методом родного языка (mother tongue), так как принципы обучения игре на музыкальном инструменте основаны на принципах освоения родному языку.

1. Раннее начало.

Мы разговаривает на русском языке естественно, потому что окружены с рождения речью.Также и с обучением музыке. Окружить ребенка прекрасной музыкой, также,  как он окружен звуками родной речи, нужно с самого рождения. А оптимальное время для начала обучения игре на музыкальном инструменте 3-4 года. Во взрослом возрасте обучение музыке схоже не с освоением родного языка, а с изучением иностранного языка.

2.Вовлечение родителей.

Основное место обучения ребенка - это семья. Поэтому для того, чтобы у ребенка была правильная осанка и постановка руки, необходимо сначала научить этому родителей. От этого зависит все дальнейшее обучение. Пока кто-то из родителей не освоит простейших вещей на том  музыкальном инструменте, на каком будет обучаться ребенок,  дети не берут инструмент в руки. Это  очень важный принцип, поскольку , как бы родители не хотели, чтобы их ребенок научился играть, дети в 3-4 года  такого желания не испытывают. Основной замысел заключается в том, чтобы ребенок сам сказал, глядя на родителей: "Я тоже хочу". Краеуголным камнем в обучении ребенка о методу Судзуки является принцип треугольника: педагог-родитель-ребенок". Родители всегда присутствуют на уроке своего ребенка. Это домашние учителя.

3. Активное прослушивание. 

Дети учатся говорить, внимательно слушая речь родителей. тот же принцип распространяется и на занятия музыкой. Чем чаще дети слушают музыку, тем проще им научиться играть на музыкальном инструменте. Дети , обучающиеся по методу Судзуки, каждый день прослушиваю репертуар Судзуки.

 

 

4.Позитивный настрой. Отсутствие принуждения, отсутствие наказания.

И здесь интересно провести параллель. Когда ребенок на руках у мамы говорит первое слово "Мама", мама счастлива, у нее на глазах слезы, она зовет папу, бабушку, дедушку, она просит малыша , пожалуйста, скажи еще  - ма-ма. Все счастливы. Никто никогда не заставлял говорить ребенка мама. Мама просто терпеливо ждала. Если малыше не захочет повторить "мама" , все терпеливо ждут. И , как только  малыш повторит : "мама", все говорят, ой, он еще раз сказал "мама". Как здорово! И никто не заставляет малыша сразу сказать "папа" или "баба". Или слово "телевизор". Никто не ругает его за то, что он не сразу говорит все слова или говорит их как-то неправильно. 

Но, если ребенок пошел в музыкальную школу и берет неправильную ноту, или чего доброго, скажет6 я не хочу пока что  играть, мама хмурится, педагог делает грозное лицо. Ребенку начинают объяснять, что ему следовало проявить больше старания, что он должен это делать. Что  из него в противном случае ничего не выйдет. А ребенок просто пока что не готов к тому, что от него требуют. Таким образом происходит демотивация. Детям не нравится делать то, что у них не получается. И, в конечном итоге, они говорят:"Я не хочу больше."

Учителя Судзуки никогда ничего не требуют от ребенка, они просят и спрашивают. А родители Судзуки всегда восхищаются своим ребенком. А дети всегда получают ощущение успеха.

И здесь, мне хотелось бы перейти к следующему принципу обучения по методу Судзуки.

5.Пошаговый подход.

Все навыки отрабатываются в определенной последовательности. Очень маленькими шажками. потому что ребенок должен чувствовать, что он  может. Ребенок должен каждый раз получать ощущение успеха. Успех вызывает успех.

6.Социальная среда.

Способности детей всегда развиваются в благоприятной среде. Именно поэтому так важны групповые занятия, которые являются необходимым элементом обучения по методу Судзуки, а также концерты, проводимые в школе Судзуки каждый месяц.

7. Словарь.

Когда ребенок говорит слово "папа". он при этом не забывает слово "мама". Он же говорит и мама, и папа. Так же и в обучении по методу Судзуки. Когда ребенок может в совершенстве исполнить одну пьесу, ему можно дать еще одну, но продолжать работать над обеими. Этот процесс продолжается с каждой новой пьесой.

8.Повторение.

Синити Судзуки часто говорил про "десять тысяч тренировок". Это закон способностей от Синити Судзуки: "Способность - знание X 10000 раз". Десять тысяч - это не метафора. это установка, действительно, сделать что-либо 10000 раз.

9.Донотное обучение.

Детей учат читать всегда через несколько лет после того, как они научатся говорить. В соответствии с методом Судзуки, дети всегда сначала учатся играть на музыкальных инструментах, прежде чем изучать ноты.

10. Единый репертуар.

Для каждого инструмента в школах Судзуки существует специально подобранный репертуар. Именно на этом репертуаре обучаются дети школы Судзуки во всем мире. Благодаря этой единой среде дети из разных стран легко играют на концертах друг с другом без репетиции. Таким образом, дети говорящие на разных языках могут общаться друг с другом с помощью языка музыки. 

Таковы принципы обучения по методу Судзуки. По мнению С.Судзуки все эти принципы работают и при обучении математики, искусству и поэзии. По сути, метод Судзуки универсален.

Синити Судзуки был убежден, что в каждом ребенка можно найти способности.

Все дело только в методике обучения и в воспитании. каждый может воспитать в себе талант. Эту мысль Синити Судзуки хотел донести  до всего мира.

Талантлив каждый ребенок.